на 3 года обучения
Автор программы: педагог дополнительного образования, кандидат сельскохозяйственных наук Марина Алексеевна Надпорожская
Цель:
Формирование интереса к изучению и охране окружающей среды, развитие экологической культуры и активизация гражданской позиции, воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширить и углубить базовые знания учащихся по химии, географии, краеведению;
- закрепление и развитие системы экологических понятий, законов и закономерностей;
- формирование умений планирования и организации экспериментальных исследований.
Развивающие:
- развитие элементарных умений системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента и исследовательской работы;
Воспитательные:
- Формирование экологических стереотипов поведения и экологической мировоззренческой парадигмы у учащихся;
- Осознание учащимися отвественности за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности;
- Формирование здорового образа жизни;
- Обучение самообеспечению на занятиях (поддерживать порядок в учебных материалах после занятий, умение прибирать за собой рабочее место).
Дисциплина и краткая аннотация
Экология – один из самых важных разделов образования на настоящий момент. Влияние технического прогресса на природу стало угрожающе велико, поэтому основы экологии необходимы на уровне принятия решений в промышленности, сельском и лесном хозяйствах, в быту. Программа построена как теоретико-практическая.
По уровню усвоения программа является общекультурной для основной группы и профессионально ориентированной для наиболее заинтересованных и способных учеников.
Первый год обучения предлагает изучение основ экологии на примере воздушных и водных экосистем, усвоение приемов аналитической работы.
Во второй год программы изучается экология популяций, понятия о трофических системах, почвы природных зон.
Третий год программы вводит изучение понятий устойчивого развития биосферы, оценку экологического состояния природных систем (воздуха, воды, почвы, растительного покрова).
В течение всех трех лет обучения желающие выполняют исследовательские работы.
Словесные методы. Формы работы:
Лекции, дискуссии, семинары.
Наглядные методы. Формы работы:
экскурсии, походы.
Практические методы, формы работы:
- химические анализы воды, почвы и растений;
- лабораторные модельные эксперименты;
- наблюдения в природных условиях;
- составление отчетов об исследовательских работах, подготовка материалов в виде печатных сообщений – тезисов работ;
- выступление с устными и постерными докладами на конференциях учащихся и молодых ученых.